Организация
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме.
Ни одна сфера человеческой деятельности, а сфера образования в первую
очередь, не может быть свободна от глобальных эволюционных, инновационных и
революционных процессов, происходящих в политической, экономической,
культурной, образовательной, технологической, информационной и других средах, в
которых развивается любой социум.
Перед тем, как начать говорить об инновациях в сфере дистанционного
обучения, мне хотелось бы дать определение понятия «инновации» в общем:
Инновация (англ. "Innovation")
— это успешно реализованное новшество (внедренное).
Дистанцио́нное образова́ние
— образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью
компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного
образования удалён от педагога, и учебных средств, и образовательных ресурсов.
На
сегодняшний день дистанционное образование является основным способом получения
качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и
живущих в отдалённых районах Тульской области. Именно это и стало целью
образования нашего Центра дистанционного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Наш
Центр был создан в сентябре 2009 года по приказу департамента образования
Тульской области № 1070 от 5 августа 2009 года «Об организационных мероприятиях
по созданию центра дистанционного образования детей-инвалидов» на базе
Школы-интерната I
и II
вида по адресу ул. Бундурина, 56. По этому адресу мы находимся и по настоящий
момент.
В
2009-2010 учебном году в ЦДО обучались 5 учеников и работали всего 8 педагогов.
Центр занимал всего 1 кабинет. По результатам года стало понятно, что такая
форма обучения очень эффективна, ребята из отдалённых районов и по состоянию
здоровья часто пропускавшие занятия получили возможность регулярно заниматься с
педагогами, повысились показатели успеваемости.
С
августа 2010 года ЦДО занимает 4 отдельных кабинета: 1. Интернет-класс, 2.
Методический кабинет. 3. Кабинет очных занятий, 3. Кабинет для специалистов.
Интернет
– класс – это кабинет, в котором находятся 12 аппаратно – программных
комплексов учителя, с помощью которых ведётся дистанционное обучение. Работают
одновременно несколько педагогов.
В
методическом кабинете хранятся все рабочие программы, календарные планы,
необходимый дидактический материал, образовательные электронные ресурсы.
Кабинет
для очных занятий оснащён специализированной аппаратурой для детей с различными
видами заболеваний. Здесь расположены АПК ученика с нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата. Кроме того, есть интерактивная доска, проектор,
развивающие конструкторы. В этом кабинете проводятся занятия с детьми в очной
форме по мере необходимости.
На
начало 2011-2012 учебного года в нашем центре обучалось 158 учеников. 33 ученика
находится на полном обучении и 125 учащихся получают услуги по дополнительному
образованию. С октября количество учащихся увеличилось: было зачислено на
дополнительное образование 17 человек.
В
чём отличия полного образования от дополнительного? Ученики, зачисленные в ЦДО
на полное образование, изучают все общеобразовательные предметы в дистанционной
форме. При получении услуг по дополнительному образованию ученики получаю
знания по выбранным предметам. Для выбора родителям и ученикам предлагается 17
различных курсов. Количество часов в неделю для изучения этих курсов
определяется возрастом учащегося ( 0-1 класс – 1 час в неделю, 2-8 классы – 2
часа в неделю, 9-11 классы – 3 часа в неделю).
Все
ученики обеспечены аппаратно –
программным комплексом и подключением к сети Интернет по месту проживания.
На
данный момент в ЦДО работают 48 педагогов. Все педагоги прошли предварительное
обучение и получили документы об окончании государственного образца.
Кроме
того, в декабре 2010 года на базе Тульского педагогического университета
проводились курсы обучения родителей работе с электронными образовательными
ресурсами и программным обеспечением.
В
этом учебном году также планируется обучение педагогов и родителей.
Использование
различных образовательных ресурсов и компьютерных программ зависит от формы
работы на уроке.
В
дистанционном обучении есть две основных формы – это он-лайн обучение (процесс
обучения в реальном времени) и оф-лайн обучение.
Обучение
он-лайн является основной формой работы на уроке. Это обучение с использованием
Интернета и программы скайп, позволяющих педагогу и ученику видеть друг друга в
данных момент. Ещё одна форма проведения урока – это общение в программе ICQ. Эта программа позволяет отсылать
данные, переписываться с учениками в реальном времени.
Среди
оф-лайновых форм проведения занятий можно выделить работу на сайтах, форумах, с
поисковыми страницами в сети Интернет, отправку и получение данных по
электронной почте.
Неотъемлемой
частью дистанционного обучения является использование системы Moodle. Это система, содержащая учебные
курсы по различным направлениям: общеобразовательные и факультативные предметы.
На
сайте нашей школы была установлена оболочка Moodle. Педагогами нашего центра в ней
уже разработаны 63 курса.
Кроме
того, с января 2011 года на нашем сайте размещена ссылка на электронный журнал.
Это аналог обычного классного журнала, который был создан специально для
дистанционного обучения. После каждого проведённого занятия педагоги отмечают в
нём тему урока, домашнее задание, выставляют оценки за урок и комментируют
работу ученика во время занятия. Все данные автоматически фиксируются в
электронном дневнике учащегося, который просматривается родителями.
Финансирование
Центра осуществляется за счёт федерального и регионального бюджетов.
В
период с 2009 по 2011 год ЦДО получены и реализованы средства по 3 госконтрактам общей суммой 41
млн. 850 тыс. рублей. На эти средства были приобретены 168 АПК учеников и 80
АПК педагогов, подключены к сети Интернет 248 адресов.
Что
же такое аппаратно-программный комплекс ученика? Это всё необходимое для
занятий оборудование и программное обеспечение с учётом физических особенностей
детей и их заболеваний: компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, наушники,
микрофон и т.д..
Аппаратно-программный
комплекс педагога включает в себя ноутбук, принтер, сканер, наушники, микрофон
и т.д.
Важная
роль в процессе дистанционного обучения отводится социализации детей, их
общению друг с другом. Помимо виртуального общения, огромное внимание
педагогами уделяется организации встреч, внеклассных мероприятий, праздников.
Это
линейка, посвящённая 1 сентября, праздник День матери, Новый год, праздник
Весны. В ЦДО организована выставка работ учащихся.
|