Урок на экране
Светлана Матюшечкина, учитель щекинской школы № 9, в определенный час
включает ноутбук. Опоздать нельзя ни на минуту, хотя звонка на урок нет. Ученик
у себя дома ждет возле «компа». Вот включается «скайп», и на экране появляется
знакомое лицо учителя. «Здравствуй, – говорит Светлана Николаевна, – начнем
урок»… Так сегодня проходят занятия для 11 ребят с ограниченными возможностями
в Щекинском районе.
В прошлом году в Туле на базе интерната для таких
детей создали Центр дистанционного обучения. Поступить в него может ребенок из
любого района области, было бы желание и согласие родителей. Вот щекинских из
общего количества 45 набралось пока 11, – рассказывает консультант комитета по
образованию района Ирина Белецкая.
Компьютерная технология дает возможность учиться на
расстоянии. Педагог, например, живет в Щекино, а ученик в Донском… Сотни
километров не проблема: оборудование, которое подбирают, комплектуют, привозят
и обслуживают специалисты Центра, предусматривает любые потребности
обучающегося «на дистанции». В определенный час педагог и школьник выходят в
Интернет, связываются по «скайпу» и начинают урок. Учитель и ученик видят друг
друга, разговаривают, будто находятся рядом. Как проверить письменное задание,
ведь необходимо ставить оценки? Очень просто. Ученик сканирует написанное,
отправляет учителю, и тот проверяет…
Альтернативный способ обучения, по сравнению с
традиционным для детей, которые учатся дома, имеет, как показала практика, ряд
неоспоримых преимуществ. Начать с того, что программой домашнего обучения для
ребят с ограниченными возможностями предусмотрено дополнительное время занятий
– до 3 часов в неделю. В соответствии с санитарными нормами, для учеников при
занятии с приходящим на дом педагогом дается в неделю, например, полчаса
физики, химии, истории… Значит, – час в неделю, а следующая неделя – без
физики, химии, истории… Для тех ребят, что хотят успешно учиться дальше, после
окончания школы, этого, безусловно, мало. Новая информационная технология
позволяет выбрать предмет и добавить часы для его изучения.
А какой комплект техники появляется в доме с началом
дистанционного обучения! Не каждый родитель может себе позволить такой набор:
современный компьютер с полным набором установленных и обновляемых программ и
выходом в Интернет, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера,
цифровой микроскоп, есть даже электронная лупа: водишь ею по книге, а на экран
выходит увеличенный текст…
А ведь можно и учиться в обычной школе, если здоровье
позволяет, и заниматься дополнительно в Центре дистанционного обучения по
интересующему предмету или нескольким сразу. Так поступили несколько родителей
в Щекино, и, насколько известно, ничуть в своем выборе не разочаровались.
Центр дистанционного обучения реализует те же
программы основного общего образования, что и в обычной школе. И – около 60
дополнительных курсов… И это – не только программы, связанные со школьными
науками. Здесь есть художественно-эстетическое направление, и компьютерное, и
еще много всего.
Известны несколько заблуждений, которым подвержены
любящие родители, как правило, в душе консерваторы. Одно из них: ребенок, круг
общения которого и так сужен, при домашнем обучении хотя бы имеет возможность
видеться с учителем. Если еще и педагог перестанет приходить, ребенку станет
совсем одиноко.
Это не так, подчеркивает Ирина Юрьевна. Ведь ученик
говорит с учителем по «скайпу», видит близко лицо, обращенное только к нему,
слышит ответы на волнующие его вопросы, и не только касающиеся изучаемого
предмета. Он понимает, что все это – для него, потому что он – часть огромного
мира, такая же бесценная, как и каждый живущий на земле человек…
А, кроме того, Интернет для того и существует, чтобы
каждый мог пользоваться социальными сетями в поисках собеседников, единомышленников,
интересных игр и фильмов… не говоря уже об информации, необходимой для учебы.
Так что возможности, в том числе и для общения, на дистанционном обучении не
только не суживаются, а, напротив, расширяется связь с окружающим миром.
Второе заблуждение: ребенок больше времени проводит за
компьютером, а это очень вредно для здоровья. Это не так, утверждают
специалисты. Превышений установленных санитарных норм по работе с компьютером
нет. Урок длится 30 минут, тем более, при надомном обучении дети в начальной
школе по учебному плану имеют всего 8 часов занятий в неделю. (В обычной школе
– 20 часов.) А вот тот интерес к новым приборам, доступ к ним и к информации
здесь значительно расширяет возможности и, несомненно, положительно влияет на
развитие ребенка. В чем-то эти дети вынужденно ограничены, но новые
информационные технологии возмещают им многое…
Есть среди щекинских школьников и старшеклассники. Вот
тут родители очень довольны: дополнительные часы позволяют изучить те предметы,
которые необходимы для поступления в вуз. Большие детки уже более осознанно
подходят к выбору программ – ведь впереди путь в самостоятельную жизнь.
Оценить в полной мере возможности дистанционной формы
обучения именно для выбора дополнительных занятий по предметам сумели в семье
Мокроусовых. Придя из школы, и занимаясь различными делами, девятиклассник
Максим не забывает, что вечером у него урок. Вот, сегодня, например,
математика. Ему очень нравится учительница, Валентина Сивохо, которая ведет его
сквозь дебри алгебры и начал анализа. С Валентиной Геннадьевной Макс общается
по «скайпу» и каждый раз тщательно готовит домашние задания. На одном уроке
идет изучение и повторение материала, а на другом занятии учительница
предлагает увлекательные математические задачки, которые больше всего нравятся
ученику… Впрочем, Макс весьма серьезно настроен в жизни. Интересуют его, в
основном, точные науки, математика, физика, информатика. Будущее намерен
связать с программированием и предпринимает для достижения цели вполне реальные
шаги: у него уже есть сертификат об окончании компьютерных курсов по дизайну и
графике, сейчас он занимается, чтобы получить сертификат по программированию.
Родители Максима, Ирина Николаевна и Сергей Викторович, очень рады: сын,
кажется, уже в школе нашел свое призвание…
Марта БЛОХИНА
|