Современные
процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к формированию и
реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности
качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития
экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили
новые подходы к содержанию образования.
Согласно ФГОС нового
поколения успешность современного человека
определяют ориентированность на знания и использование новых технологий,
активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего
времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение,
эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В качестве ценностных
ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как
условие:
- укрепления российской государственности;
- развития в России гражданского общества;
- повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.
В основу стандартов
положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью,
семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует
права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе
взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и
реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает
принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной
ответственности за результат образования (воспитания).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
ФГОС
зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 и введен в действие с 01.01.2010. Основные
характеристики нового стандарта:
- новый формат Стандарта (рамочный документ);
- новое содержание Стандарта (совокупность
требований);
- расширение функций и пользователей Стандарта;
- новое методологическое основание (системно-деятельностный
подход).
Методологической
основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые
национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел
подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального
общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации
воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его
реализации. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе
(гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны
«пронизывать» учебный процесс, находя свое отражение во внеурочной и внешкольной
деятельности, и создавать тем самым воспитательное пространство, в котором
гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже
имеющийся опыт работы образовательных учреждений.
Научная основа: фундаментальное ядро содержания общего
образования и системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского
общества;
- переход к
стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на
основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся;
- ориентацию
на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат
образования;
- признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия
участников образовательного процесса в достижении целей личностного,
социального и познавательного развития обучающихся;
- учет
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения
целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования;
- разнообразие
организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося
(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и
способов деятельности.
Основные
национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность и
т.д.
Федеральный
государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность
требований, обязательных при реализации основной образовательной программы
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт учитывает образовательные потребности
детей с ограниченными возможностями здоровья и является основой объективной
оценки уровня образования обучающихся. Стандарт разработан с учетом
региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской
Федерации.
Новые стандарты
образования направлены на обеспечение:
- равных
возможностей получения качественного начального общего образования;
- духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как
основы развития гражданского общества;
- преемственности
основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на
родном языке, овладения духовными
ценностями и культурой многонационального народа России;
- единства
образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных
систем и видов образовательных учреждений;
- демократизации
образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие
форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора
педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки
знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной
деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды
образовательного учреждения;
- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы, деятельности педагогических работников,
образовательных учреждений,
функционирования системы образования в целом;
- условий
для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной
программы, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех
обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается
в специальных условиях обучения – одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Стандарт выступает как
совокупность трех систем требований:
- требования к структуре ООП (организационные и
педагогические условия деятельности системы образования);
- требования к результатам освоения ООП (ожидаемые
достижения системы образования);
- требования к условиям реализации ООП (ресурсы:
кадры, материальная база, информация, финансы).
Результатам:
- личностные, метапредметные, предметные
результаты;
- преемственность результатов для разных ступеней;
- системно-деятельностный подход.
Структуре:
- наличие частей обязательной и формируемой
участниками образовательного процесса и их соотношение;
- определение разделов ООП (содержательно и
количественно);
- интеграция учебной и внеучебной деятельности;
- включение «неаудиторной занятости».
Условиям:
- кадровым;
- финансовым;
- материально-техническим;
- иным (информационно-образовательная среда,
учебно-методическое обеспечение).
Новый стандарт
образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик обучающегося:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и
общества;
- любознательный, активно и заинтересованно
познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к
организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за
свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для
себя и окружающих образа жизни.
Новый
государственный образовательный стандарт – важный шаг в реформировании школы,
предполагающий переход системы образования РФ на качественно новый уровень. |